Боевое искусство — это не отчаянный мордобой. И даже не приёмы. Если угодно, это культура, дисциплина и чувствительность. Сегодня я хочу поговорить о третьем аспекте, чувствительности или восприимчивости.
В популярном сознании давно укоренился образ каратистов/десантников, разбивающих кулаками доски и кирпичи. Бытует мнение, что занятия боевыми искусствами требуют “закалки” тела — набивания кулаков, рук, голеней и т.д. с тем, чтобы их укрепить, а также понизить болевой порог и не чувствовать боли в бою.
К счастью, есть и другой взгляд на этот вопрос. А именно, что намеренное загрубление (в частности, рук) помогает только при отсутствии мастерства. Чем больше развита чувствительность рук — предплечий, ладоней, пальцев — тем больше возможностей открывается для входа, следования, перенаправления, слияния с силой противника.
При многочисленных ударах рука об руку неизбежно повреждаются нервы и кости, глубокие ушибы приводят к блокировке и повреждению связей, которые используются для обновления крови из центра костей. Упомянутый метод тренинга — старая “деревенская” система, к которой разумные люди сегодня не обращаются. Мы стремимся развить возможности своего тела, а не ограничить их.
Наши руки — это наши “щупальца”, а пальцы — “щупальца на щупальцах”, и чем более они чувствительны, тем эффективнее они работают. Вдумайтесь: это сравнение очень точное. Эти органы служат нашим каналом кинестетического восприятия пространства. При должной тренировке они дают возможность слушать парасимпатическую нервную систему противника и воспринимать смещение его равновесия и намерение, зачастую ещё до того, как он сам узнаёт о нём. Конечно, для этого вначале необходимо развить самоконтроль и научиться сохранять открытость и готовность к восприятию.[1]Steve Rowe — Sensitivity In The Martial Arts
Смотрите, как это работает в Вин-Чунь.
Warm up before the interview! #wingchun pic.twitter.com/BAL9hzibcd
— GM Samuel Kwok (@KwokWingChun) June 2, 2017
Пример с руками показателен и несёт в том числе и более глубокий смысл.
Для последователей боевых искусств чувствительности никогда не бывает слишком много. От чего мы хотим избавиться, так это от реактивности[2]Имеется в виду безотчётная инстинктивная реакция на раздражитель..
— Джордж Ледиард[3]Linda Eskin – Grab My WristОригинальный текст (англ.)
С чувствительностью (восприимчивостью) неразрывно связана расслабленность.
Расслабленность фундаментальна. Интересно отметить, что полное расслабление входит в список 4 основных принципов Ки-Айкидо: “Полностью расслабьтесь (принцип тела)”[4]Принципы Ки — Википедия. (Конечно, сказать это значительно проще, чем применить принцип на практике.) Возможно, это контринтуитивно, но в бою побеждает более мягкий, более расслабленный из соперников. Расслабленность даёт возможность чувствовать, не игнорировать поток поступающей информации. (Однако следует иметь в виду, что раздумывание в бою столь же губительно, как и необдуманные действия.) Идея обучения состоит в том, чтобы развить восприимчивость и впитать правильные движения на тренировках — тогда человек сможет действовать естественно перед лицом опасности и переигрывать противника в силу своего мастерства.
(Всё это не отменяет ни важности тренировок, ни необходимости физической подготовки. Дух не властвует над материей, в реальной ситуации побеждает тот, кто усерднее тренируется, тот, кто быстрее и подчас тот, кто хитрее.)
Как развить восприимчивость? Нужно обращать внимание на действия уке. Нужно непрерывно наблюдать, в том числе, когда уке — это Вы. Именно это лежит в основе техник каешиваза.
Контртехники в Айкидо, или Каешиваза, являются высшим выражением правильного укеми в том смысле, что они требуют поддержания непрерывной связи с партнёром и расслабленной, но энергичной чувствительности, которая позволяет Вам перейти на контртехнику как только партнёр в малейшей степени раскрывается.
— Джордж Ледиард[5]Aikido Kaeshiwaza – Vol 1 with George LedyardОригинальный текст (англ.)
Есть и другие методы развития чувствительности, применяемые в боевых искусствах. В частности, работа от хватов на ощущениях с завязанными глазами.[6]Brad Ellin — Sensitivity Training (Martial arts planet) См. фотографии демонстраций:

Развивать постоянную бдительность можно, возвращаясь раз за разом к настоящему моменту. Так можно описать практику медитации. Это предельно простой, но в то же время тонкий метод. Практиковать медитацию может каждый, в том числе самостоятельно, но я рекомендую найти учителя или группу практикующих (там есть опытные люди, и обычно у них есть регулярная связь с учителем). Тонкость метода является обратной стороной его простоты. Она состоит в том, что практика не должна иметь цели.[7]Так практикуют в традиции Сото Дзэн. Существуют и другие стили медитации, но я с ними практически не знаком. Это практика просто сидения, возвращения к правильной позе и к реальности миллионы раз без критики и попытки получить что-либо. Основа правильной позиции — прямой позвоночник, это действительно важно. А вот сидеть в позе лотоса вовсе не обязательно — более того, попытка неподготовленного человека это сделать с большой вероятностью приведёт к травме, которая будет заживать очень долго.
Поскольку речь зашла о медитации, позволю себе выдержку из книги об известном учителе Дзэн, Кодо Саваки (1880 — 1965), которому в юности довелось участвовать в боевых действиях.
Когда Саваки Роси был солдатом во время русско-японской войны, он не знал страха на полях сражений, и все восхищались его отвагой. Он даже был представлен к высшей воинской награде. Спустя какое-то время после того, как он вернулся с войны и начал изучать Буддизм, он был напуган взрывом на фабрике фейерверков, находившейся неподалёку. Тогда он осознал, что его храбрость в бою на самом деле была формой оцепенения, и что страх был более естественным.
По крайней мере в Японии распространено заблуждение о том, что дзадзен — это практика для достижения бесстрашия. Саваки Роси говорит, что такое бесстрашие — не более, чем невежество и моральная апатия.— Сёхаку Окумура[8]Из книги «Учение дзэн „бездомного“ Кодо». Перевод мой.Оригинальный текст (англ.)
С другой стороны, мастер Уэсиба говорил следующее:
Для того чтобы озарить путь, необходимо быть готовым принять 99 процентов атаки противника и смотреть прямо в лицо смерти.
— Морихэй Уэсиба [9]Morihei Ueshiba, John Stevens — The Art of PeaceОригинальный текст (англ.)
Я думаю, на самом деле высказывания обоих мастеров указывают на одно и то же: мы не должны закрывать глаза, бежать от реальной ситуации, какой бы она ни была. Дух будо в том, чтобы трезво смотреть на вещи, безоговорочно принимать реальность и действовать в свете разворачивающихся событий в соответствии с ними. Тогда можно найти путь даже в безвыходной ситуации.
Возвращаясь к тому, должен ли быть воин мягким или жёстким, осторожным или бесстрашным, можно сказать лишь одно: он должен быть готов ко всему. А ко всему нельзя однажды подготовиться и положить результат в карман или поставить на полку, поскольку бой — это ситуация, которой никогда раньше не было[10]Говоря строго, никакой ситуации раньше не было, каждый момент уникален., и полагаться на заученные алгоритмы или доктрины — значит не соответствовать духу будо, не соответствовать реальности, быть побеждённым.
(Это не отменяет того, что владеть техникой необходимо. Но одной лишь техники в смысле знания траектории движения недостаточно.)
О Сенсей выразил это так:
Техники требуют четырёх качеств, в которых отражается природа нашего мира. В зависимости от обстоятельств, ты должен быть: твёрдым, как алмаз, гибким, как ива, плавным, как течение воды, или пустым, как небо.
— Морихэй Уэсиба
Напоследок замечу, что всё изложенное — теория, а также моё (и других людей) личное мнение. Не верьте мне. Берите своих тренировочных партнёров, учителя и проверяйте на татами.

1. | ↑ | Steve Rowe — Sensitivity In The Martial Arts |
2. | ↑ | Имеется в виду безотчётная инстинктивная реакция на раздражитель. |
3. | ↑ | Linda Eskin – Grab My Wrist |
4. | ↑ | Принципы Ки — Википедия |
5. | ↑ | Aikido Kaeshiwaza – Vol 1 with George Ledyard |
6. | ↑ | Brad Ellin — Sensitivity Training (Martial arts planet) |
7. | ↑ | Так практикуют в традиции Сото Дзэн. Существуют и другие стили медитации, но я с ними практически не знаком. |
8. | ↑ | Из книги «Учение дзэн „бездомного“ Кодо». Перевод мой. |
9. | ↑ | Morihei Ueshiba, John Stevens — The Art of Peace |
10. | ↑ | Говоря строго, никакой ситуации раньше не было, каждый момент уникален. |