О красоте

Признак понимания — когда человек начинает видеть красоту в чём-либо. Учитесь у людей, которые видят красоту.

Разнообразие видов красоты безгранично.

Красота прозы, красота поэзии, красота картин и фотографий, красота музыки, красота кино. Красота игры. Красота разных вкусов и оттенков вкусов. Красота архитектуры и чайной посуды. Красота неба, красота леса, красота снега, красота воды. Красота природы. Красота математики. Красота программ и алгоритмов. Красота движения в гимнастике, в танце и в жизни. Красота неподвижности. Красота человеческого тела, красота поведения этого тела. Красота изменения и красота повторения. Красота жизни…

Умение видеть красоту обогащает жизнь человека, притом абсолютно бесплатно. Каждый воспринимает красоту в понятных для себя областях. Если прислушиваться к людям, можно открывать для себя новые такие области. Ребёнок может различать всего несколько вкусов и получать удовольствие только от сладкого. В более зрелом возрасте люди начинают распознавать более богатую палитру и находить свой шарм в еде, которую раньше не могли оценить (она не сладкая!) Я думаю, то же самое имеет место в отношении более общего восприятия красоты.

Возможно, именно способность видеть красоту мотивирует и вдохновляет нас делать что-либо не потому, что “так надо”, а потому, что охота. Деятельность в таком состоянии ума приносит настоящее удовлетворение. Даже если продукт этой деятельности никто не купит и никто за него не похвалит (и даже если никто не увидит). Мне кажется, это важный момент, связанный с отпущенностью ума и с красотой. Обрастая заботами, некоторые люди перестают что-либо делать “ни зачем” и просто потому, что охота пуще неволи. А я бы сказал, что именно с таким отношением нужно тренироваться. (Хотя можно придумать множество рациональных доводов прийти на тренировку.)

Конечно же, с Айкидо связано множество красивых вещей. (Не беспокойтесь, я не собираюсь перечислять их все.)

Эта заметка была навеяна несколькими интересными наблюдениями за реальными людьми. Вот несколько примеров красоты, на которые они указывали — сознательно или несознательно.

Техники, выполненные свободно и с прямой спиной. Кроме шуток, правильные и эффективные техники всегда выглядят красиво. Так говорит мой учитель. Можно обнаружить, что и другие сенсеи, опытные и именитые, обращают на это внимание как явно, так и демонстрируя личным примером.

Игорь как-то назвал красивым маршрут из Измайлово в Чертаново. И дело вовсе не в окружающих городских пейзажах. Он собирался проехать по … и красиво выехать на … Конечно же, названия я забыл; меня впечатлило само это отношение, с которым можно согласиться не раздумывая. Игорь превосходно знает Москву и в поездках не пользуется навигатором (во всяком случае, в той манере, в которой пользуюсь я). Думаю, это связано с его замечанием, а что из чего вытекает — вопрос философский.

Собака мордой вниз, стойка на голове[1]Когда они хорошо сделаны, разумеется., то, как грудной отдел и поясница уходят в прогиб. Это слова инструктора йоги. Отрадно наблюдать и учиться у человека, который способен оценить, как красивы позы, подчас похожие на “раскоряку” (а когда он принимает их сам — ему “вкусно”).

Есть люди, способные оценить красоту существования вообще, без деления на плохое и хорошее. Сюнрю Судзуки однажды сказал своим ученикам:

Я понимаю вас. Вы считаете, что боль это плохо, что страдания это плохо. Вы думаете, что мы стремимся превзойти страдания, но страдания не имеют конца. Когда я был молод, я очень переживал из-за всех страданий, которые испытывают люди. Теперь я не переживаю так сильно. Теперь я вижу, что страдания неизбежны. Теперь я вижу, что страдания красивы. Вы должны больше страдать. [2]David Chadwick — Crooked Cucumber. Перевод мой.

Оригинальный текст (англ.)
I understand you. You think that pain is bad, that suffering is bad. You think that our way is to go beyond suffering, but there is no end to suffering. When I was young I felt very bad for all the suffering that people have. But now I don’t feel so bad. Now I see suffering as inescapable. Now I see that suffering is beautiful. You must suffer more.

Каждый из нас художник собственной жизни. Этого не избежать. Но в нашей власти находить и выражать, открывать новую красоту и делиться красотой. Чем больше красоты мы способны увидеть, тем больше мы действительно живём.

   [ + ]

1. Когда они хорошо сделаны, разумеется.
2. David Chadwick — Crooked Cucumber. Перевод мой.
3. Изображение из заголовка распространяется под лицензией CC BY-ND 2.0. Авторство telmo32 (источник).

Развитие сайта (обновляется)

Этот сайт разрабатывается не профессиональным веб-дизайнером, а одним из учеников в качестве хобби. Я начал работать над ним в январе 2018. В итоге эта затея оказалось очень интересной и куда более времязатратной, чем я ожидал (и подогрела интерес к занятиям, как побочный эффект). В какой-то момент я обнаружил, что количество идей для контента и дизайна слишком велико, чтобы успевать их осуществлять в сколь-нибудь разумные сроки. Конечно, у меня есть личный блокнот, куда я их записываю, но подчас распирает 🙂 В клубе я не один, и сайт служит прекрасным способом обмена информацией — в этом ведь его цель!
Так что излагаю ниже некоторые из идей.

  • Опубликовать старые записи (конечно, я их публикую задним числом)
    • Могилёв, Минск 2017, аттестация 2017, 2016, демонстрация, …
    • “додзё без границ” (переезд)
    • перенести записи со старого сайта, хотя бы галарею фотографий
  • И другие материалы, ранее не публиковавшиеся
    • дипломная работа В.И. (?)  в идеале с комментариями автора с нынешней позиции опыта.
    • записи с кассет
    • будо паспорт (было бы круто показывать фотку/скан реального будо-паспорта во всплывающей подсказке. Или нет? Ещё можно написать небольшую заметку — см. ниже)
  • Интеграция с соц сетями (fb, vk) — хочется, чтобы сайт служил SPOT, а посты в соц сети сыпались автоматически в группу, откуда уже индивиды смогут делать репост
  • Опубликовать статьи, которые сейчас на разных стадиях готовятся к публикации
    • Секретная пока статья, которую я пишу с воскресенья
    • Колени (план сделать рельно серьёзную статью, с ресёрчем, мб интервью)
    • Поклоны
    • Перевод статьи Линды Эскин
    • Айки-цитатник. Для вдохновения.
      • Непрерывно добиваться искренности всем сердцем.
      • Тут огромное поле. Присылайте свои любимые.
    • О связи йоги и айкидо — небольшая статья, из личного опыта. Мб кто-то уже публиковал такое?
    • Дзю ваза и рандори. Её я писать не намерен. Возможно, кто-то другой возьмётся?
    • Принципы айкидо. У меня видение такое: чтобы это была статья “очевидных” истин, т.е. относительно бесполезных человеку, имеющему какой-то опыт занятий. Но вот новичку если сказать, не раскрывая, он не поймёт терминов… Поэтому пусть эта статья занимается перечислением и раскрытием этих концепций.
      • Тэнкан, ирими, атеми, работа центра и то, что айкидоку кормят ноги (что ещё?) Если получается много, можно разбить на несколько, к примеру отдельную статью посвятить центру (хара).
      • Принципы обучения на занятиях (думаю, наберётся немало крылатых фраз В.И.; можно их записать)
        • От простого к сложному, от мягкого к более жёсткому.
        • С боксёром нужно бороться, борца надо бить.
    • Можно изложить точку зрения на холиварную тему “работает ли Айкидо”
      • Обстановка в Японии, как люди проверяли “будо любви” О Сенсея
      • “Реальное айкидо”
    • Про будо-паспорт: маленькая заметка.
      • выдаётся с 1 даном
      • до того можно купить любой (можно показать пример). Иметь его полезно и приятно: там будут отметки о посещении семинаров.
      • занести в список вещей, т.к. легко забыть при сборах на семинар, особенно первое время
    • Список мотивационных и иных фильмов об Айкидо и боевых искусствах, рекомендуемых к просмотру. Можно с короткими аннотациями, почему данный фильм нужно смотреть, на что в нём обратить внимание.
      • Если какие-то из фильмов есть в открытом доступе, можно сделать из них плейлист на youtube. Кстати, в какой-то момент в любом случае стоит завести youtube-канал для того, чтобы собирать там все наши (и понравившиеся) видео.
    • Каждый может написать о том, почему и как он (или она) начал заниматься. Если хочет.
  • Создать профили участников. (Если вы занимаетесь в нашем клубе, сообщите мне желаемый ник и вашу почту, и я заведу вам логин. Допустима латиница и дефисы. При желании потом ник легко можно поменять.) 1
    • завести им почту на kayry.ru
  • Опубликовать программу для подготовки к экзаменам. (А-ля карточки для изучения иностранных слов — только вместо слов техники.) Она есть в виде прототипа, но непрограммистам ей пока будет пользоваться сложновато.
    • первым делом выложить прототип сюда или на github.com
    • если человек нажимает “не знаю”, ему дают подсказку —
    • в идеале, видео (а лучше — анимированный gif) техники
    • произвольный порядок позволит лучше запомнить, + потом повтор тех, которые экзаменуемый не смог выполнить (в прототипе это уже есть)
    • аудио всех названий (в идеале, произношение реального японца) для отработки заодно и восприятия на слух — должно быть полезно для сдачи на дан
  • Отснять некоторые видео – техники, принципы, промо.
    • Научиться хорошо снимать видео (правильно подобрать оборудование, условия освещенности, качественно записывать звук). Если вы читаете это, и у вас есть опыт, которым вы готовы поделиться, пишите!
  • Сделать сайт более красивым
    • Сделать, чтобы “страницы” могли иметь тэги, обновить пункт меню
    • уменьшить размер шрифта в цитатах (blockquote)
    • CSS для резиновых видео и картинок правильного размера
    • полупрозрачный фон текста
    • убрать “uncategorized” — есть отличная идея
    • логотип (!)
  • Обучить других людей администрировать сайт
  • Списки рассылки — пока непонятно, будет ли спрос, но со временем они вполне могут пригодиться. На Mailman2 я сделаю без труда. Mailman3 интересно попробовать, но в целом он сыроват.

Я не собираюсь публиковать (тем более перепечатывать) всё подряд. Нужно, чтобы тексты были искренними, обдуманными (“What is written without effort is in general read without pleasure.” — Samuel Johnson). Критерий их интересности? Для меня он такой: хочется, чтобы он (сайт) был полезен занимающимся — в том числе мне — и более ранним версиям меня!

Укеми

Глава 4 из книги «Принципы айкидо» Мисуги Саотоме (перевод Е. Киппера)

Мицуги Саотоме выполняет укеми для О Сенсея

Занятия Айкидо требуют присутствия партнера. Некоторые упражнения можно выполнять в одиночку для отработки вашей силы или технических навыков, но ключ к хорошей тренировке лежит во взаимодействии между уке и наге. Некоторые люди неверно упрощают значение названий уке и наге как “нападающий” и “защищающийся”. Такое упрощение ведет к утрате истинной природы и значения ролей наге и уке. Более правильно наге означает “тот, кто бросает”, а уке — “тот, кто принимает силу”. Если вы мыслите определениями “нападающий” и “защищающийся”, то это будет выглядеть так, будто роль наге — будучи атакованным, выполнять технику — является наиболее важной, а роль уке — просто предоставить наге свое тело для выполнения техники. Это абсолютно не соответствует истине.

Укеми — это искусство быть уке, и качество работы наге зависит от того, насколько хорошо уке изучил это искусство. Укеми включает в себя создание условий для выполнения данной техники в правильном соответствии с движениями наге и выполнение любых падений, которых эта техника требует. Короче говоря, уке отвечает за создание условий, позволяющих наге учиться. Если уке не чувствует воздействия техники, не обладает упругостью, не чувствует движения наге или же он боится и избегает падения, то наге никогда не сможет эффективно изучить технику.

В отработке любой техники партнеры должны меняться ролями наге и уке. Вы должны рассматривать время, которое вы проводите в роли уке, не как простое отбывание времени в ожидании того, когда вы сами станете наге, а как обучение навыкам, которые по важности своей равны, а, возможно, и гораздо важнее, чем роль наге. На самом деле те, кто превосходят в умении делать укеми, чаще всего будут превосходить и в технике, потому что они смогут впитать в свои тела знание того, как чувствовать правильное выполнение приема так же, как впитывают это знание в свой ум. Развитие хорошего укеми — это кратчайший путь к овладению мастерством в Айкидо.

Многие составляющие элементы создают хороших укеми. Первый — это мусуби. Вы должны иметь хорошую физическую и интуитивную связь с вашим наге. Если вы не чувствуете движения или намерения своего партнера, вы будете затруднять его работу и подвергать себя риску получить травму. Хороший уке не опережает движения партнера, но шлифует свое восприятие до такого уровня, когда реакции становятся скорее инстинктивными и интуитивными, а не зависящими исключительно от физических манипуляций.

Обучение укеми — это обучение защите вашего тела от травм; вы должны постоянно быть гибкими и готовыми к укеми. Вы должны быть готовы к падению из любого положения, причем в любой, самый неожиданный, момент. Это умение ведет к мастерству в процессе освоения приемов более высокого уровня. Вы также должны научиться делать укеми, держа боккен и дзё. Тренировки с оружием в Айкидо включают в себя приемы, в которых один партнер обезоруживает другого. Многие из них включают в себя броски, и уке должен быть к этому готов. Обучение укеми — это также ваша обязанность перед своими партнерами. Хотя наге должен обращать внимание на ограниченные возможности уке и воздерживаться от ненужной жесткости, ваши партнеры вправе ожидать от вас соответствующего умения в выполнении укеми согласно вашему уровню обучения.

Если ваши укеми хуже, чем ваша техника, которую вы выполняете на более высоком уровне, вы будете мешать занятиям своих партнеров. Вы также возложите на своих партнеров слишком тяжелое бремя заботы о вашей безопасности, особенно если вы начнете изучать более сложные приемы. И, конечно, будут страдать ваши собственные занятия, потому что вы никогда не сможете заниматься более сложными приемами с полной отдачей.

Выполнение укеми не означает, что вы играете роль проигравшего. Это — обучение взаимодействию, восприятию и самозащите. Более того, это означает сохранение контроля над собой и обстоятельствами. Этот аспект укеми становится понятным на более высоких уровнях занятий, когда практика переходит от работы против одной атаки с последующим броском к работе против многократных атак и переходов в техниках. (Смотрите серию из трех фотографий каешиваза в главе 13). Чувствительность и внимание к наге, которые позволяют вам быть хорошим уке, также дают вам возможность увидеть слабые стороны в технике наге и обнаружить точки, в которых наге раскрыт. Если вы хороший уке, вы сможете, пользуясь своим умением, освободиться или провести контратаку. Если вы не научились хорошим укеми, вы не сможете сохранить достаточное равновесие или контроль, чтобы сделать это.

Конечно, обучение укеми требует времени и большой практики. Будучи начинающим, вы должны ознакомиться с понятием укеми постепенно. После того, как вы познакомились с движениями ирими и тенкан, вы начнете отработку кувырков и падений. Этим необходимо заняться до начала обучения базовой технике. Когда вы начнете отрабатывать базовую технику, ваше обучение будет основываться на ката. Ката дает ученикам своего рода каркас, рамки, в которых изучается и исследуется работа различных движений и повышается уровень их выполнения. Вы должны хорошо отработать ката перед тем, как сможете выполнять что-либо творчески, используя движения Айкидо, и станете более пластичными в своих укеми. Дзюваза, в которой вы должны спонтанно отвечать на различные атаки и броски, должна выполняться учениками более высокого уровня. Покуда ваши занятия прогрессируют, всегда помните, что ключ к возможности выполнения свободной и творческой техники лежит в хорошем укеми.

В те времена, когда я был учи деши, мне часто делали выговор за недоброкачественные укеми. Замечания О Сенсея, как я их помню, можно обобщить следующим образом:

  1. Не пытайтесь предвидеть, что произойдет. Перегруженный расчетами ум будет мешать реакции тела и приведет к запаздыванию. Это заставит вас выполнять неестественные укеми, которые, в свою очередь, отразятся на тренировке техники и будут мешать вашему прогрессу.
  2. Следите за движениями партнера и уловите его намерения. Это часть тренировки укеми.
  3. Не забывайте о связи тренировки укеми с повседневной жизнью. Все выдающиеся люди, достигнувшие чего-либо значимого, применяли в повседневной жизни принципы укеми. Шествие через жизнь сопряжено со многими лишениями. Успех приходит к тому, кто решает свои трудности с гибкостью и открытым сознанием укеми. Те, кто выполняют укеми неестественным образом на занятиях, не достигнут положительных результатов от своих тренировок в жизни.
  4. Это простая мудрость, позволяющая избежать травм и стремиться к успеху вашего выбора — как в додзё, так и в повседневной жизни.
  5. Открытый и гибкий ум, гибкое тело, скромность и искренность — вот необходимые элементы искусства укеми. Без них тренировка укеми обречена на провал. Без укеми тренировка ваза никогда не будет успешной.

Задумайтесь об этих словах О Сенсея о связи укеми с повседневной жизнью. Укеми повышает вашу способность чувствовать приближающееся событие, анализировать обстоятельства и быстро реагировать. Так же, как те, кто слишком часто предвосхищают свои укеми, на практике часто ошибаются в определении направления техники, так же и те, кто слишком много подсчитывают в жизни, часто не видят, что происходит вокруг них. Они не обладают гибкостью при реакции на жизненные трудности, потому что они не могут их увидеть, пока не окажутся в их тисках. Тренировка хорошего укеми позволит вам ясно увидеть будущее, потому что ваш взгляд будет основываться на кругозоре и интуиции, а не на спорном решении, сделанном заранее, до совершения действия. Хорошее укеми — это мудрость, родственная той, по которой рыбак, основываясь на своем длительном опыте, может точно предугадывать приближающуюся погоду.

Тренировка укеми имеет большую физическую пользу; она укрепляет тело и повышает его гибкость. Кроме того, чем более удобно для себя вы будете выполнять укеми, тем больше удовольствия вам будут доставлять занятия. Я помню, какое удовольствие получал О Сенсей от занятий, его теплоту и юмор. Чтобы получать удовольствие от своих занятий, не нужно терять концентрацию; вы можете расслабиться и, тем не менее, оставаться серьезными. Трудно переоценить важность тренировок укеми и их вклад в ваши занятия и вашу жизнь.

Будо-фестиваль в Москве 13-14 октября 2018

На минувших выходных (13 и 14 октября) в Москве в рамках первого международного будо-фестиваля прошли мастер-классы Стивена Сигала — шихана, обладателя 7 дана айкидо Айкикай и Самуэля Квока, грандмастера Вин Чунь.

Несмотря на открытый характер мероприятия, участниками мастер-классов могли стать только обладатели чёрных поясов; на входе было необходимо пройти будо-паспортный контроль. Юданся клуба «Горный поток» приняли участие в полном составе.

Фестиваль предоставил уникальную возможность для встречи представителей разных государств и стилей боевых искусств. Спасибо организаторам и всем, кто вышел на татами!

Семинар Ито сенсея в Минске, аттестация на IV дан

19-22 апреля прошёл семинар под руководством Ито сенсея.

Помимо, собственно, общения и интенсивных тренировок, для «Горного потока» этот семинар ознаменовался аттестацией нашего непосредственного учителя на 4 дан.


4 дан является высшей ступенью мастерства, которую можно подтвердить посредством сдачи экзамена. Более высокие степени присуждаются по личной рекомендации учителя, а также за значительный вклад в распространение и развитие айкидо.

Для аттестации на 4 дан необходимо свободно владеть всеми техниками айкидо, включая техники защиты от оружия, и продемонстрировать их применение в дзю ваза, рандори и таниндзу-гакэ.

Руководитель клуба «Горный поток», Калита Валерий Иванович, блестяще сдал экзамен, чем очень порадовал своих учеников, коллег по татами и наблюдателей. Поздравляем и желаем дальнейших успехов! Спасибо организаторам семинара, отзывчивым уке и, конечно, Ито сенсею!

Семинар Макото Ито в Санкт-Петербурге 23-25 марта 2018

23-25 марта 2018 в Санкт-Петербурге прошёл традиционный семинар Макото Ито сенсея.

Фотографий самих тренировок в этот раз нет… Потому что фотограф на тренировке!

Благодарим организаторов — фонд развития Айкикай айкидо «Ямато»!

upd:
DOSHIKAI FILM опубликовали на ютьюбе ролики с яркими моментами каждого из дней семинара, а также — разминки. Отличная работа! Смотрим:

Семинар Макото Ито в Санкт-Петербурге 14-16 апреля 2017

14-16 апреля 2017 в рамках 17-го фестиваля «Японская весна в Санкт-Петербурге» прошёл традиционный семинар Макото Ито сенсея.

Благодарим организаторов — фонд развития Айкикай айкидо «Ямато», а также Генеральное консульство Японии за информационную поддержку.

upd:
DOSHIKAI FILM опубликовали на ютьюбе ролики с яркими моментами каждого из дней семинара. Отличная работа! Смотрим:

С Днём рождения, Ито сенсей!

Эту креативную отрытку мы приложили к поздравлению Ито Макото, нашего дорогого друга и учителя.

В России 45-летие считается важной вехой в жизни (в Японии — нет; там особым образом отмечают даты 60, 77, 88 и 99 лет).